Среда , 27 Март 2019
Горячие новости
Домой » Великолепный век » Словесные ограничения. Использование языка: общение и самоконтроль

Словесные ограничения. Использование языка: общение и самоконтроль

Многие лингвисты предполагают, что ребенок может справиться с этой чрезвычайно сложной задачей только в том случае, если он способен оперировать врожденными допущениями, или ограничениями. Например,он может обладать врожденным допущением того, что слова относятся к целым объектам, а не их частям или атрибутам. Это называется ограничением целого объекта. Взаимоисключающее ограничение приводит малыша к допущению о том, что объекты будут иметь только одно название.

Другое близкое ограничение — это принцип контраста, т. е. допущение о том, что каждое слово имеет различное значение. Таким образом, если используется новое слово, оно должно относиться к другому объекту или другому аспекту объекта Например, в часто цитируемом раннем исследовании описано, как прерывали игру 2- и 3-летних детей, указывая на два подноса и сообщая: «Принеси мне хромированный поднос, не красный, а хромированный». Дети уже знали слово красный, но им было неизвестно слово хромированный. Более того, через неделю половина детей помнили, что слово хромированный относится к цвету и что цвет был «не красный».

Исследование показало, что у тех детей, которые использовали этот принцип, также отмечался более объемный словарный запас, при этом они были более успешны в сортировке объектов по группам. Полученные данные свидетельствуют о том, что ограничения могут быть чрезвычайно полезными для быстрого запоминания слов, но, с другой стороны, они могут быть продуктом когнитивно/речевого развития, а не врожденной склонности к этому.

Существует и третий аспект речевого развития детей — это способ использования детьми речи как для общения с окружающими (прагматический аспект речи), так и для регуляции своего собственного поведения. Когда дети начинают понимать, какой стиль речи использовать в специфических ситуациях? Прагматический аспект речи. Похоже, что дети осваивают прагматический аспект речи в очень раннем возрасте. Например, уже в 18 месяцев во время разговора с родителями дети демонстрируют паттерны глазного контакта, присущие взрослым: они смотрят на человека, который говорит, периодически посматривают на него, когда наступает их очередь говорить, и затем снова смотрят на слушателя, подавая сигнал, что они скоро закончат говорить.
Более того, он уже в 2 года приспосабливает форму своей речи к той ситуации, в которой находится (об этом я уже говорила в главе 6, рассуждая о детском эгоцентризме). Он может сказать «дай мне» другому малышу, когда он берет его чашку, но «еще молока» — взрослому. У детей постарше речь еще более адаптирована к слушателю: 4-летние дети, разговаривая с 2-летними, пользуются более простым языком, чем в разговоре со взрослыми первоклассники дают более подробные объяснения незнакомому человеку, чем другу и более вежливо разговаривают со взрослыми и незнакомыми людьми, чем со сверстниками. Все перечисленные особенности выражены у пятиклассников еще в большей степени. Таким образом, с очень раннего возраста, возможно, с самого начала, речь его предназначена для общения, и он приспосабливает форму своей речи для того, чтобы улучшить коммуникацию.

Оставить комментарий